Пятница, 29 Марта 2024, 10:02

Сайт учителя начальных классов

                          Базуевой Натальи Николаевны

Главная
· RSS
Меню сайта

Новости сайта

Давайте познакомимся

Мастерская учителя

Из опыта работы

Мой класс

Фотоальбом

Гостевая книга

Обратная связь

Друзья сайта

Форум

Учителя-занковцы


Категории раздела
Мои статьи [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Из опыта работы
Главная » Статьи » Мои статьи

ИКТ на уроках чтения

 « Книга – это интересно»

Никогда никакими силами вы

не заставите читателя познать

мир через скуку. Читать

должно быть интересно.

А. Н. Толстой.


Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. 
Все чаще и чаще дети подменяют чтение авторского текста на просмотр одноименного мультфильма. Посмотреть мультфильм, посидеть у компьютера – и быстрее, и проще, и интереснее. 
Дети не знают писателей, названия произведения и его истинного содержания, они не понимают разницы между авторским текстом и экранной постановкой по данному произведению.
В учебниках по литературному чтению практически нет информации о писателях, материальная база школ устарела, не всегда можно найти портрет нужного писателя или поэта, в школьных библиотеках нет книг детских писателей. 
В таких условиях учителю приходится очень трудно. С каждым годом все труднее и труднее заинтересовать ребёнка чтением. А ведь младшему школьнику необходима наглядность при изучении новых явлений. Сколько бы мы ни рассказывали о книгах, сколько их названий ни произнесли бы на уроке, это не вызовет у младшего школьника такого интереса, как книга, которую можно рассмотреть, подержать в руках, прочитать в ней хотя бы несколько предложений. А рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг.
На уроках литературного и внеклассного чтения я решила начать работу по решению этих трудностей. Сначала, готовясь к уроку, я искала информацию о писателе в Интернете: факты биографии, портреты, фотографии. Составляла презентации к урокам, иногда вставляя в них документальные фильмы или аудиозапись с голосом писателя. И учащимся стало интереснее, они стали сами в начале урока знакомства с новым писателем спрашивать, а что это за человек, а чем он интересовался, а он ещё жив. Сначала я предлагаю им по фотографии или по портрету предположить, а какой это человек, определит его характер. И только после высказанных детьми предположений, предлагаю посмотреть, прослушать найденный мной материал. 
Труднее приходится с организацией выставки книг. Для того чтобы показать детям разнообразие произведений писателя, разные оформления одного и того же произведения, приходится посетить несколько библиотек, что-то попросить принести учеников или коллег, а иногда приходится и самой покупать книги.
Кроме того, на уроках закрепления или на внеклассном чтении часто использую работу с кроссвордами, это может быть индивидуально задание для ученика или коллективная работа. Такая работа стимулирует учащихся внимательно прочитывать текст и вызывает эмоциональный подъем.
Эту работу я начала, когда мои ученики были во втором классе. В третьем классе возникает необходимость новую встречу с известным писателем выстраивать иначе. Можно спросить детей о том, что они знают, помнят из прошлых уроков, заострять внимание на книгах, а не на личности автора. На выставке книги экспонировать в раскрытом виде: по фрагментам текста и иллюстрациям ученики определяют имя писателя, название произведения. Можно проверить знают ли дети книги писателя, для этого на выставке надо поместить книги разных авторов, предварительно закрыв их фамилии: по названиям дети должны выбрать те, которые написаны одним и тем же писателем, и назвать его имя. Предлагаю учащимся познакомиться с различными интерпретациями литературного произведения: фотоальбом «Литературное произведение в иллюстрациях художников», литературные экранизации, звукозаписи музыкальных произведений (как интерпретирующих литературное произведение, так и тех, о которых идет речь в художественных текстах). Сравнить их с оригиналом.
Так, например на уроке внеклассного чтения «Э.Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот»» предлагаю просмотреть фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино» и сравнить с главами «Телёнок» и «Посылка» из книги. Дети замечают несоответствие между экранизацией и литературным произведением:
- в мультфильме нет фрагмента, как дядя Фёдор, Шарик и Матроскин придумывали кличку телёнку;
- фраза, которую произносит кот Матроскин: «Я с моей Муркой теперь ни за что не расстанусь. Я и так счастливый был, а теперь в два раза счастливей стану» - это находка сценариста, а в книге так: «Я с моей Муркой теперь ни за что не расстанусь, - говорит кот. – Я её обязательно насовсем кулю. Это я просто так спорил. Потому что дядя Федор не прав».
- в мультфильме Шарик занимается дрессировкой телёнка, а по книге это делает кот Матроскин. «Шарик по лесам с фотоаппаратом бегал. Дядя Фёдор кормушки для птиц и лесных зверей мастерил. А Матроскин Гаврюшу обучал. Учил его всему. Палку в воду бросит, а телёнок принесёт. Скажет ему: «Лежать!» - и Гаврюша лежит. Прикажет ему Матроскин: «Взять! Куси!» - тот сразу бежит и бодаться начинает.»
Такой подход к урокам литературного и внеклассного чтения, использование ИКТ, дает положительные результаты: каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, отгадывание кроссвордов стимулирует учащихся внимательно прочитывать художественный текст, расширяется круг детского чтения, учащиеся самостоятельно ищут и читают другие произведения писателей.
Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. Работа эта очень сложная, но очень важная и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.



Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №11» г. Лысьвы
Пермского края
Базуева Наталья Николаевна


Категория: Мои статьи | Добавил: baznatnik (03 Марта 2009)
Просмотров: 8731 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.2/10
Всего комментариев: 1
1 Галина Дмитриевна Дегтерёва  
0
Наталья Николаевна, согласна с вами. Надо стараться разнообразить уроки литературного чтения. Вообще, надо самому любить предмет, который ты преподаешь. Литературное чтение- мой любимый урок. Я работаю по программе "Планета знаний". Учебник отличный, а вот тетради к нему скучные. Мы с творческим коллективом авторов написали и издали свои развивающие тетради по чтению. Если вам интересно пообщаться на эту тему- пишите мне.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Поиск по сайту
Сайты ОУ г.Лысьвы
  • Сайт МОУ "СОШ № 11"
  • Сайт ЦНМО
  • ВМО учителей-занковцев